Tier (если что, произносится "тир", а не "таер") - английское слово, означающее "слой", "ярус", "уровень", "эшелон". Tier-листы в файтингах - это списки персонажей, отсортированные по уровню "крутости" этих персонажей. Внутри одного уровня персонажи обычно не упорядочены, хотя бывает и наоборот. Часто для удобства эти уровни обозначают буквами английского алфавита, причем высший уровень часто обозначают буквой S (видимо, от слова Super), а уровни ниже - начиная с A и в алфавитном порядке. И иногда, чтобы подчеркнуть "небольшое" расстояние между уровнями, переходят не к соседней букве, а добавляют плюсик или минусик. Соответственно хай-тиры (high-tiers) - это "сильнейшие" персонажи игры, а лоу-тиры (low-tiers) - "слабейшие" персонажи.
Пример tier-листа из игры
О том, когда и как можно применять эти уровни "крутости" к окружающей реальности, мы поговорим чуть ниже.
Матчап (match-up) - английское же слово, означающее оценку шансов соперников на победу в некотором соревновании (матче). В файтингах матчапы обычно оценивают в количестве побед в серии из 10 матчей, поэтому читать такие таблицы довольно просто - находишь ряд с первым персонажем, находишь столбец с вторым персонажем, и цифра в пересечении скажет, сколько побед одержит первый персонаж над вторым в серии из 10 матчей. Вот пример такой таблицы для всё того же Guilty Gear XX AC.
О том, откуда берутся цифры в этих таблицах и какое они имеют отношение к tier-листам, мы тоже поговорим чуть ниже =)
Итак, для начала стоит понять, что существует два принципиально разных метода оценки матчапа и составления tier-листов:
- на основании чьего-то мнения
- на основании какой-то статистики
Большинство tier-листов составляются по первому "методу" - топовый игрок или несколько топовых игроков обсуждают расстановку сил и результат публикуется на просторах интернета или в профильном журнале вроде Arcadia. Важно понимать, что в таком случае игроки оценивают "потенциал" персонажа при "правильной" игре - и слова "потенциал" и "правильная" взяты в кавычки не случайно. В "потенциал" входят самые разные вещи - способности к перемещению, демедж с комб, способность набирать энергию (если она в игре есть), опции на вейкапе, миксапы, качество поков, зонинг, способность к прессингу... можно перечислять бесконечно, но суть в том, что такая оценка всегда субъективна, поэтому смысл такой tier-лист имеет только в привязке к тому, кто его составляет. Хорошо, если это результат совместного творчества нескольких топовых игроков, а не нонейма с произвольного форума.
Впрочем, некоторые тир-листы составляется по второму методу - они, по сути, производные от матчап-таблиц. В таком случае для оценки уровня персонажа используется некое усреднение матчапов персонажа (прямая сумма, среднее арифметическое, сумма с отброшенными крайними и т.д.). Слабость такого подхода прямо связана с слабостью методики составления самой таблицы матчапов, о чем в следующем абзаце.
Большинство таблиц матчапов, наоборот, составляется на основе статистики. Либо топовые игроки за каждого персонажа собираются и принудительно играют "все со всеми", либо (разработчиком игры) собирается некая статистика по матчам онлайн (и\или на аркадах). И опять у обоих вариантов хватает недостатков. Отдельные топовые игроки дают слишком мало статистики и результат игр на конкретном сборище зависит от кучи дополнительных параметров, включающих индивидуальные привычки и сетапы, количество выпитого кофе и тяжесть похмелья. Статистика из "онлайна", наоборот, содержит слишком много "лишних" данных, которые сложно (хотя, конечно, можно) фильтровать - за персонажа будут играть игроки разного уровня, опять же в разном состоянии и с разными целями.
Как мы видим, оба способа оценки персонажей несовершенны. Но гораздо важнее то, что они не только несовершенны, но еще и оценивают персонажа при "высоком+" уровне владения им. Именно поэтому то, что ваш сосед Вася регулярно побивает лоу-тиром соседа Петю, играющего за хай-тира, не может быть доказательством ошибок в тир-листе - просто Вася и Петя недостаточно хорошо играют в эту игру. И именно поэтому самое глупое, что вы можете сделать, увидев что-то непонятное в тир-листе (пришедшем из адекватного источника) - это написать пост вроде "тирлист бред, такой-то персонаж должен быть выше, у него же есть Super Puper Heavenly Overdrive!". Если тир-лист пришел от топовых игроков в эту игре - попробуйте понять, почему эти игроки думают именно так, и, может быть, благодаря этому, вы улучшите свое понимание этой игры =)
Естественно, нельзя забывать и про то, что все (хорошие киберспортивные) игры развиваются и изменяются. За персонажей находятся новые тактики, происходит переоценка их приемов и сил, появляются новые игроки, выводящие персонажей на новые уровни. Поэтому даже очень хороший и обоснованный тир-лист, появившийся через неделю после выхода игры, скорее всего сильно изменится уже в скором времени (а если он этого не сделает, то это, скорее всего, плохая и неглубокая игра).
И, наконец, вопрос - какая же польза от тир-листов и матчап-таблиц, если они обременены столькими условностями и, скорее всего, имеют малое отношение к ситуации в вашем небольшом файтинг-сообществе? Правильный ответ, видимо, такой - они полезны, потому что они указывают на сильные и слабые стороны персонажей, и дают игрокам некоторые основания для оценок и направления для работы над своим персонажем.
Подводя итоги:
- не используйте "лоу-тирность" своего персонажа в качестве оправдания конкретного проигрыша - скорее всего вы не играете на том уровне, для которого составлялся тир-лист, и вы не исчерпали возможности своего персонажа.
- не спорьте с тир-листами, составлеными авторитетными игроками, ссылаясь на свой опыт и опыт нескольких знакомых (если вы сами не топовые игроки хотя бы в масштабах России). пытайтесь понять, чем более сильные игроки руководствовались, когда составляли этот лист, и возможно, вы поймете, что вы или ваши знакомые делаете не так при игре за этих персонажей.
- не спорьте с тир-листами, ссылаясь на один отдельный аспект персонажа ("но ведь он делает столько демеджа!", "но ведь у него столько инвулов в супере!"). Ни один персонаж не исчерпывает и не описывается одним отдельным своим аспектом (и хорошо, иначе файтинги были бы слишком просты =)). Тир-листы оценивают персонажа в совокупности, а не его отдельные сильные стороны.
- не ограничивайтесь самим тир-листом или только таблицей матчапов, а старайтесь узнать\понять, чем руководствовались составители или за счет чего получается такой матчап. используйте тир-лист не как ультимативный список расстановки по рангам, а как руководство к действию, как первый шаг к пониманию сильных и слабых сторон персонажей.
Играйте в файтинги, будьте клевыми, и не флеймите слишком много =)