О тренировках. Статьи игрового психолога Ольги Морозовой

Общие вопросы, относящиеся к файтингам или к киберспорту в целом. Основы теории, проблемы мотивации, подкасты и т.д.
Ответить
Аватара пользователя
Ruido
девочка-бланка
Сообщения: 2956
Зарегистрирован: 20 авг 2009, 09:51
Карточка игрока: Ruido
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 856 раз
Поблагодарили: 925 раз
Контактная информация:

О тренировках. Статьи игрового психолога Ольги Морозовой

Сообщение Ruido » 10 сен 2018, 13:14

Тренировки: почему недостаточно «просто больше играть»

Тренировки: как гарантировать рост мастерства
Belial писал(а): 10 сен 2018, 13:06 Обе статьи выше - вероятно лучшее, что когда-либо было выложено на этом форуме :) Всем советую
А ниже - копипаста этих статей на случай "вдруг вк закроют".

Тренировки: почему недостаточно «просто больше играть»


( )
От чего зависит успех в игре?

Каждый игрок от любителя до профессионала ищет ответ на этот вопрос — ищет каждый раз, когда проигрывает более сильному противнику, встречает череду поражений или просто чувствует, что стоит на месте. В ответе скрывается подсказка — «что мне нужно сделать, чтобы побеждать».

Я придерживаюсь следующей формулы: успех в игре = знания + способности + опыт. Это триада успеха.

Интуитивно формула понятна каждому. Нужно хорошо знать правила игры и свои возможности в каждой ситуации. Кроме того, успешность решения игровых задач зависит от умственных способностей игрока. Маневры на карте требуют пространственного мышления; чтобы атаковать противников, нужно иметь хорошую координацию «глаз-рука», уметь точно оценивать расстояния и временные промежутки; чтобы контролировать ситуацию, нужно уметь распределять внимание, видеть «боковым зрением»; нужно уметь принимать решения, а значит мыслить тактически. И так далее.

Даже если игрок обладает этими способностями, они ничего не стоят без опыта игры: ведь нужно не только мочь что-то сделать, но исполнять стабильно, «автоматом», при любом повороте событий.

Ок, скажете вы, так как же развить триаду успеха? И в наше время найдется порядочное число игроков, кто скажет: «Хочешь стать лучше? Просто играй больше!». Грубо говоря, достаточно копить опыт, а знания и навыки приложатся. В этих словах есть крупица истины. Играя, ты учишься и наблюдаешь, а также развиваешь свой мозг и отрабатываешь навыки.

Действительно, игра — инструмент тренировки сама по себе. Вот только — очень плохой.

ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ

Рост мастерства в игре зависит от выявления слабостей и их устранения. Некоторые ошибки лежат на поверхности, другие — более коварные и весомые — скрыты от сознания игрока. В обоих случаях игроку нужно много прицельных повторений одного и того же, чтобы заметить и запомнить, развить навык и довести его до совершенства. Повторение — закон обучения мозга. Проблема в том, что «повторы» играм не свойственны: стабильных и прицельных нагрузок в них почти никогда не бывает.

Игра изменчива. Она устроена таким образом, что события одного матча могут не повториться ни разу за много дней игры. Так работает защита разработчиков от однообразия. К примеру, как часто в League of Legends складывается ситуация, когда нужно «украсть» Барона Нашора смайтом? Даже универсальные механики вроде добивания миньонов в MOBA из матча в матч облечены в разный контекст (кто твой персонаж, кто твои противники, насколько они агрессивны, есть ли угроза для линии и так далее), а значит — требуют от игрока разных действий.
Игра перенасыщена. Каждую минуту внимание игрока рассредотчено на множество мелких задач. Сконцентрироваться на «проблемном месте» не получается.
Сложность игры колеблется. Чтобы освоить навык, нужно постепенно увеличивать нагрузку, а затем закрепить его на максимальной сложности. Но когда игра подкидыват вам случайных противников, нагрузка постоянно колеблется. Трудно отработать точность стрельбы в шутере, если в одном матче враги неуловимы, а в следующем — сами подставляются под пули.

В итоге нагрузка на мозг оказывается каждый раз разной, расфокусированной, прерывистой, а значит — неэффективной. Попытка вытравить ошибку/отработать навык в таких условиях похожа на попытку убить комара из винтовки.

Изображение

Чтобы выйти на новый уровень мастерства, лишь ходя из матча в матч, нужно потратить на игру огромное количество времени, пота и нервов, и все это — с минимальной отдачей. Причем чем выше уровень игрока, тем хуже. Ошибки /точки роста мастера спрятаны очень глубоко, они кроются в нюансах, которые в мельтешении игровых событий сложно усмотреть. Да еще и сильные противники встречаются редко: можно без пользы тратить множество часов, выигрывая бездумно, «на автомате». В таких условиях правильно нагрузить себя и вывести навык на новый уровень — очень сложная задача.
ПРОКЛЯТИЕ «ПЛАТО»

Именно поэтому игроки любого уровня мастерства так часто сталкиваются с «плато», скачкообразным прогрессом. Сначала уровень игрока резко растет, затем наступает период затишья, когда его рейтинг не улучшается и даже падает. Этот период может длиться сколь угодно долго. Все это время игрок, сводящий свои тренировки к самой игре, упорно «палит вслепую». Выход из застоя зависит от того, как скоро ему повезет «попасть» и он сумеет отработать одну из своих затаившихся ошибок. Игрок меняет свой взгляд на вещи или начинает делать что-то иначе, обычно незаметно для самого себя, и у него снова начинается период роста. К сожалению, скоро наступает следующее плато. С увеличением мастерства периоды роста становятся короче, а периоды ступора — все длиннее.

Упорное просиживание штанов за игрой обрекает на движение от плато к плато, от надежды к разочарованию. Некоторые игроки застревают на одном месте на многие месяцы, а то и навсегда. Все дело в том, что сводя тренировки к самой игре, вы отдаете свой прогресс в руки случайности. Вы не знаете, что в процессе игры сделает вас лучше, но надеетесь на «чудо».

Не стоит забывать и о проблеме эмоционального выгорания. В матчах игрок вынужден выкладываться на полную, переживать за поведение команды и результат. Если не разнообразить нагрузку, психические ресурсы игрока быстро истощаются. Это может привести к стрессу, усталости и даже отвращению к игре.

Поэтому «просто играй больше» — наивная позиция. Она родилась на заре киберспорта, когда у игроков банально не было ни возможности тренироваться иначе, ни понимания, от чего зависит успех в игре. Сейчас эта позиция безнадежно устарела.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Когда футболист готовится к сезону, его тренировки состоят из трех частей: силовых упражнений, отработок конкретных действий / связок и целых матчей. Это оправдано: футболист должен быть в отличной физической форме, идеально исполнять важные элементы и хорошо чувствовать саму игру. Ни один тренер не сведет тренировку лишь к командным матчам: футболист устанет от товарищей, при этом навыки и тело ослабнут. Игра на поле не может развить тело так же, как тренажерный зал, а важная игровая ситуация может не случиться ни разу за двадцать матчей, а потом оказаться решающей на турнире.

В киберспорте перед игроком стоят похожие задачи: он должен быть в отличной «интеллектуальной форме», точно исполнять отдельные элементы и при этом понимать игру в целом. И, подобно футболисту, сводить свои тренировки к одним лишь матчам — очень плохая идея.

Любой игрок имеет доступ к инструментам прицельного развития триады успеха. Об этом — в следующей статье.

Данный материал написан игровым психологом Ольгой Морозовой, которая пишет о видеоиграх в паблике Игрология.


Тренировки: как гарантировать рост мастерства


( )
[!] Статья была написана для игроков в любые соревновательные игры, тут не все примеры из Overwatch.

В предыдущей статье я рассказала, почему недостаточно «просто больше играть». В этот раз я расскажу о том, как получать максимум пользы от тренировок, как избежать «проклятия плато» или быстро выйти из застоя, если вы в него уже попали. Мои советы опираются на то, как обучается мозг и как тренируются спортсмены в большом спорте.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ТРЕНИРОВКИ

Золотые правила — фундамент эффективных тренировок. Они гарантируют, что вы будете получать выгоду от вложенных усилий.

Играйте осмысленно. Не ждите, что игра сама научит вас всему, что нужно. Бездумно копя опыт, вы закрепляете ошибки и упускаете возможности роста. Вместо этого учитесь анализировать. Любую игру можно разложить на отдельные «кадры» — задачи, которые вам нужно решать в каждый момент времени. Крупные задачи [выиграть тимфайт,захватить точку] содержат в себе средние [оценить обстановку, убить врага], а те, в свою очередь, раскладываются на элементарные [попасть в голову,перезарядиться]. Преимущество такого «покадрового» взгляда на игру в том, что в «кадрах» легко ловить ошибки. Играя матч, постоянно оценивайте, как вы решаете ту или иную задачу. Часто неспособность эффективно решить крупную задачу [выиграть тимфайт] является следствием ошибок в решении нескольких элементарных [отследить перемещение противника, попасть заклинанием]. Учитесь раскладывать крупные задачи на компоненты. Чем точнее вы определите проблемные «кадры», тем легче вам будет понять, что именно нужно делать иначе.
Ставьте конкретные цели. Не пытайтесь просто «стать лучше». Ваша цель на сезон — не «подняться на ранг», а «всегда знать, что происходит на мини-карте» или «попадать в голову на этом персонаже» или «выучить расположение всех аптечек». Выбирая проблемный «кадр» для исправления, всегда начинайте с элементарного. «Я научусь выигрывать тимфайты» — плохая цель, так как ваш успех в тимфайте зависит от решения самых разных мини-задач, а еще условий игры, действий товарищей и так далее. «Я буду всегда атаковать нужного противника в тимфайте» — задача получше. Исправляя ошибки в элементарных задачах, вы, как следствие, станете лучше в целом.
Не распыляйтесь. Да, вы заметили, что у вас страдает «это» и «то», а еще «вот это». Да, работать над исправлением одной единственной ошибки может быть скучно. Но не ставьте себе сразу много целей. Здесь более, чем где-либо, уместна поговорка «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Рассредотачиваясь, вы замедляете свой прогресс. Выберите один проблемный кадр и отработайте его до совершенства, игнорируя все остальное.
Имейте критерии прогресса. Исследования показывают, что чем точнее обратная связь, тем быстрее формируется новый навык. Поставив цель, постарайтесь понять, что отражает ваше движение к ней. Приведу простой пример. Представьте, что вы решили поднять точность стрельбы на этом персонаже. Что будет критерием вашего прогресса? Количество выигранных игр? Количество убийств? Очевидно, самый точный критерий — процент попаданий. Многие шутеры дают вам эту статистику. Конечно, не ко всему можно подобрать точную метрику (например, как оценить эффективность взглядов на мини-карту?). И все же постарайтесь придумать самый точный критерий из возможных. Возможно, вам поможет внешний сервис с развернутой статистикой (например, Pursuit для Overwatch). Постоянно отслеживайте, как растет ваш навык.
Не бойтесь поражений. Один из законов обучения мозга: прежде, чем стать лучше, становится хуже. Ваши руки уже привыкли как-то решать задачу, мозг автоматически исполняет программу. Пытаясь искоренить ошибку в этой программе, перестроить ее, вы по сути ее разрушаете. Например, вы как-то целились до сих пор. Теперь, учась попадать в голову, вы начинаете уделять особое внимание своим ощущениям, движению рук, положению прицела. Вы тормозите привычные импульсы и вся программа рассыпается: пытаясь научиться стрелять лучше, вы перестаете попадать совсем. Более того, уделяя больше внимания прицеливанию, вы хуже замечаете обстановку на карте и проигрываете. Не пугайтесь! Постепенно ваш мозг выработает новую привычку и вы станете успешнее, чем были до того.

Золотые правила тренировки должен знать как амбициозный игрок, так и тренер команды. По сути, одна из главных задач тренера — организовать тренировку так, чтобы она подчинялась золотым правилам. Нужно помогать спортсмену раскладывать игру на «кадры», ставить четкие цели и выявлять критерии прогресса. И, конечно, задача посложнее — обеспечить слаженность целей и критериев прогресса нескольких членов коллектива.

ИНСТРУМЕНТЫ ТРЕНИРОВКИ

Если вы прочли мою прошлую статью, вы знаете, что успех в игре = знания + способности^навыки + опыт. Это триада успеха. Любой игрок имеет доступ к инструментам прицельного развития этой триады. Сейчас этих инструментов еще немного, они неудобны, но они действуют, и по мере возмужания киберспорта их будет становиться все больше.

Углубление знаний. Интернет полон видео и текстовых гайдов, объясняющих, как играть лучше. Стриминговые сайты транслируют тренировки и турниры профессиональных игроков. Изучение этих материалов необходимо для выявления слабых мест в собственной игре.
Развитие способностей. Тут необходим аналог тренажерного зала, где игрок смог бы накачать «мышцы ума». Скорость реакции, оценка расстояний, внимание — все это поддается тренировке. Наука уже разработала упражнения для мозга — когда-нибудь они будут адаптированы для киберспорта. Но выкрутиться можно и сейчас. Например, для развития скорости реакции и координации «глаз-рука» про-геймеры используют Aim Hero, OSU и не очень удачный aim400kg. Они подходят как под шутеры, так и под MOBA, вроде Dota 2 и League of Legends. Если вы играете в логические игры (~Hearthstone), где важно быстро считать, скачайте на смартфон приложение Math Workout: тренировки счета также косвенно учат думать на несколько ходов вперед. Обходите стороной программы для общей тренировки мозга, вроде Lumosity, которые расплодились последнее время на мобильных устройствах. Выгоды от таких упражнений не переносятся в киберспортивный контекст.
Отработка навыков. Ваша задача — найти полигон, где вы сможете отработать конкретное движение, маневр, комбо и так далее. Полигон должен позволять воссоздать игровую ситуацию, но как бы «в миниатюре»: только то, что необходимо. В таких играх, как Overwatch, CS:GO и League of Legends уже есть кастомные карты/матчи, где можно менять настройки боя: выбрать себе противников, убрать кулдауны с заклинаний, уменьшить/увеличить урон и так далее. Решите, что вы хотите отработать, и создайте себе максимально простые условия для этого: удалите все игровые задачи, кроме той, которую хотите научиться решать. Например, если вы хотите отработать повысить точность стрельбы в Overwatch, каждый день ходите в кастомный матч с AI-товарищами и противниками, где нет «целей» — все просто дерутся друг с другом. Поставьте в настройках «только хэдшоты». Отслеживайте свой прогресс по проценту удачных попаданий. Увеличивайте сложность, делая AI умнее, урон меньше или выбирая более подвижных противников. Когда почувствуете себя уверенно, сделайте сложность максимальной: например, вас будут убивать с одного попадания — это заставит вас постоянно перемещаться. Если вы научитесь выживать и попадать на сложности, превосходящей реальные матчи, в настоящей игре вам не будет равных. Это похоже на тренировку футболиста, во время которой он учится играть с мячом величиной с кулак. Отработав координацию в таких экстремальных условиях, спортсмен способен с легкостью управлять нормальным мячом.
Внутриигровые задачи. Чтобы хождение из матча в матч приносило больше пользы, нужно ставить себе дополнительные задачи, которые усложняют игру и делают ее более осмысленной. Самые простые задачи — добиться какого-то конкретного результата. Например, трижды подряд убить столько-то миньонов за первые 15 минут или сделать пять хэдшотов, обернувшись вокруг своей оси. Более творческие задачи нацелены на выведение игрока из «зоны комфорта». Например, игрок намеренно выбирает неподходящих для позиции героев, идет на двойную линию в одиночку или всегда закупается так, чтобы у героя оставалась тысяча золота. Это развивает способность импровизировать и справляться с трудностями, играть эффективно из отстающей позиции. Идея та же — подвергнуть себя прицельной экстремальной нагрузке: научиться управлять мини-мячом, чтобы легче справляться с обычным.
Конечно, любые внутриигровые задачи снижают шансы победить в конкретном матче. У большинства игроков есть страх перед проигрышем, но проигрывать в процессе тренировки — нормально, и нужно это понять. Тренировка существует, чтобы вывести на новый уровень мастерства, это вклад в будущее. Внутриигровые задачи особенно важны для профессионалов, которым обычная игра почти не приносит пользы. Задачи для них должен придумывать тренер, в том числе такие, которые развивают командное взаимодействие.

В следующей статье я расскажу о простом и быстром способе оценить, насколько эффективно игроки общаются друг с другом во время матча. Этот метод успешно используют для оценки спортивных команд, пилотов и военных экипажей. Ожидайте.

Данный материал написан игровым психологом Ольгой Морозовой, которая пишет о видеоиграх в паблике Игрология.
Дерево упало.
Старость.
Бобры не успели.

Ответить