Внутри киберспорта
Добавлено: 03 авг 2016, 06:55
Доброго времени суток, виртуальный боец!
Недавно в нашей уютной файтерской среде случилось знаменательное событие. Небольшая, но стремительно набирающая обороты киберспортивная организация Tornado Rox решила обратить свой взор на файтинги, первой подписав игрока в файтинги. Её выбор пал на самого талантливого и эпатажного представителя нашего сообщества - Fidoskin’a. С чем мы его ещё раз поздравляем. Ведь теперь именно с Фидоскина в СНГ Fighting Game Community (далее FGC) может начаться следующая ступень эволюции и на эту область могут начать обращать внимание такие акулы этого бизнеса, как Virtus.Pro, Natus Vincere, Team Empire и тд.
Когда я начал читать комментарии пользователей этого форума и некоторые конфы, я обнаружил полнейшую безграмотность и неведение нашего коммьюнити. Иными словами, практически никто из FGC не понимает, что из себя представляет киберспорт, как он работает и откуда в нём такие огромные деньги.
Это и подтолкнуло меня на написание этой статьи. Я постараюсь максимально детально, с цифрами, пруфами и своими знаниями познакомить вас с этой областью. У которой, без малейшего сомнения, огромное будущее.
Давайте я, для начала, представлюсь. Чтобы вы не думали, что перед вами сидит какой-то @#% с горы, который решил поумничать.
Меня зовут Олег Камалов. Я занимаюсь киберспортивными мероприятиями, турнирами и трансляциями уже на протяжении 4 лет (сейчас мне 21). За своими плечами я имею примерно 500 отлично и не очень проведенных турниров, лиг и соревнований, а также обладаю киберспортивным опытом во всех современных дисциплинах. В том числе и в файтингах . В 17 лет я начал заниматься проведением турниров по игре League of Legends в группе вконтакте, спустя полгода я работал Junior eSport Manager’ом в компании Electronic Sport League (ESL) в CIS регионе. И ещё спустя год я, не без помощи людей, которым я до сих пор очень благодарен (Сашка и Толян!), попал в компанию Game Show, занимающейся киберспортивной деятельностью на территории СНГ.
В этой компании я успел позаниматься практически всем, в том числе проведением Amator лиги (один из Head Admin’ов) Game Show Open и даже провел супер-крутой турнир по Dota 2 на $300k под названием Global eSports Cup начиная от анонса и заканчивая афтерпати, на которую не попал потому что было много работы :/ . Больше всего мне повезло с наставниками, которые меня многому научили (йоу LeX и Vigor) и которые до сих пор являются для меня большими авторитетами в этой области. Иными словами, я достаточно давно в этом бизнесе и понимаю его структуру.
И все эти знания и опыт я хочу в той или иной мере передать тебе, мой дорогой читатель.
Я не буду рассказывать историю киберспорта, равно как и не буду рассказывать о его будущем и его перспективах. Думаю, что после полного прочтения вам итак всё станет понятно. Также я буду говорить преимущественно о том, что происходит в нашем, СНГ регионе. Но у нас всё не так уж и разнится по сравнению с Западом или Азией, поэтому это можно и не учитывать. И ещё отмечу, что я буду говорить исключительно о двух вещах, исключая такие вещи, как трансляции, турниры/лиги и комментаторы. Исключительно геймеры и киберспортивные организации. Я буду делать чуть-чуть бОльший упор на большие киберспортивные дисциплины (Dota 2, CS:GO, LoL), и параллельно приводить аналогии с файтингами. И ещё кое-что. Перед дальнейшим прочтением представьте весь киберспорт как очень жирную область рекламного бизнеса. Это вам очень поможет
Давайте составим небольшой план нашей беседы:
1) Я расскажу вам о том, что представляет из себя киберспортсмен. Как он существует в экосистеме и что он должен делать, чтобы она не выплюнула его.
2) И о том, что из себя представляют киберспортивные организации и зачем они вообще нужны.
Погнали!
1)
Кого мы представляем, когда слышим слово “Киберспортсмен” ? Чаще всего это образ чувака (в 2% случаев девушки), который ездит по миру под знамёнами своей организации, выступает на турнирах и стримит в перерывах между афтерпати и тренировками.
Чаще всего это правильное представление. Но куда же без нюансов?) Некоторые становятся киберспортсменами по воле судьбы, некоторые - из-за большого желания. Кому-то удается пробиться из серой массы благодаря годам упорных тренировок, а другим - из-за таланта и огня в душе и глазах.
Как стать киберспортсменом? Как бы это ни звучало - элементарно. Надо просто упорно работать над собой, а также уделять тренировкам и вообще игре как можно больше свободного времени. Изначально, когда о тебе никто не знает, нужно максимально светить щщами везде, где только можно. Играть на турнирах (ещё лучше - выигрывать), стримить, вести социальные сети. Иными словами - всеми силами показывать какой вы крутой.
Таким образом игрок, который соблюдает все вышеуказанные правила, рано или поздно получит то самое заветное приглашение. Если говорить о командных играх, то ещё лучше, если таких молодцов собралось целых 5 штук.
Попав в организацию, игроки проходят испытательный срок (в случае необходимости или его наличия) и подписывают контракт. Уровень крутости контракта, само собой, зависит от крутости самой организации. И здесь нужно сделать несколько оговорок и пролить свет на несколько нюансов. Что таится в этом контракте? Перечисляю:
1. Срок его действия. Иными словами срок, по ходу которого игрок и организация выполняют прописанные между собой обязательства и условия.
2. Размер зарплаты. Да, профессиональные геймеры получают настоящую зарплату. Её размер колеблется от 1000 до 10000 долларов США. Цифра зависит от крутости организации, её личного дохода и крутости самого игрока.
3. Процент от выигранного призового фонда, который игрок передает организации. Это очень важный пункт, однако я попрошу не пугаться его. Этот процент небольшой и является своего рода платой организации за оказание поддержки. К тому же это один из основных источников дохода для самой организации, но об этом позже).
4. Дополнительные условия в виде буткемпа (тренировочной базы) для всей команды, трансфера до места проведения турнира и проживание.
5. Обязательства, которые игрок должен выполнять перед организацией. К их числу относятся, например, ведение социальных сетей и регулярное проведение стрим-трансляций.
Там, конечно, есть множество дополнительных пунктов, полных бюрократии и юриспруденции, но я перечислил основные.
И теперь давайте чуть-чуть затронем тему того, какие выгоды игроку несёт контракт с крупной организацией, помимо буткемпа и зарплаты.
1) Крутые и крупные киберспортивные организации (Virtus.pro, Natus Vincere, Team Empire и тд.) обладают огромной армией болельщиков и фанатов. И вся эта энерегия и поддержка тем или иным образом передается всем её игрокам. А подобный заряд боевого духа всегда играет большую, временами решающую роль на соревнованиях.
2) Организация берёт на себя всю головную боль и всячески облегчает игроку жизнь. В эту головную боль входит всякого рода “сраная бюрократия” в виде получения призовых денег, выигранных составом, помощь в оформлении всех заграничных документов (виз) и прочие подобные вещи. Расскажу подробней о призовых деньгах. Да, их уже давно не выдают в конвертах или чемоданах. Выигранные деньги проходят очень сложный путь от отправителя (организатора турнира) до счёта организации, которая уже распределяет их между всеми игроками, не забыв вычесть их них принадлежащий ей процент. Здесь же стоит упомянуть о том, что эти деньги подвержены налоговым вычетам и прочим пенсионным сборам. Однако я сразу скажу, что если организовавшая турнир компания - не конченная, она закладывает в призовой фонд сумму с учетом налогов.
3) Членство в крутой и известной организации увеличивает процент попадания на крупные международные и мировые чемпионаты, так как организатору турнира тоже важно, чтобы на его мероприятии играл не стак под названием “4 bomja i boss”, а крутой киберспортивный тег, у которого есть болельщики и фанаты.
Также следует поговорить о важности медийности. На успех киберспортсмена, помимо победы на турнирах и членства в крутой организации, очень сильно влияет уровень его медийности. Я бы даже сказал, что уровень медийности = 1/2 уровня успешности киберспортсмена и уровня его доходов. К слову, это относится и к обычному спорту.
Давайте расскажу небольшую историю. В мире большого футбола есть 2 игрока. Давайте возьмем, например, Роналдиньо и Кака. Оба успели выиграть большое количество турниров и заработать на этом очень много денег. Однако сейчас Роналдиньо гоняет на шикарных спортивных автомобилях и регулярно отдыхает на самых дорогих курортах мира в компании кортежа из не менее шикарных женщин. А Кака вынужден играть нищебродные турниры в Саудовской Аравии, потому что у него просто не осталось тех денег, которые он выиграл. Как так получилось???? Всё просто. Зайдите в инстаграм Роналдиньо и посмотрите, сколько у него подписчиков. Зайдите в его твиттер, посмотрите сколько там подписчиков. 13 и 12 миллионов человек. Иными словами - Роналдиньо является очень медийной личностью. Его регулярно приглашают на телевидение, с ним заключают самые дорогие спонсорские контракты. А что у Кака? У него нет ни твиттера, ни инстаграма, ни фейсбука. Нихрена. И денег тоже нет. Потому что каким бы он ни был крутым и талантливым - у него нет медийности, он уже забыт. С него ничего не поимеет ни спонсор, ни клуб который захочет взять его в свой состав.
Надеюсь это доходчиво объясняет, почему киберспортсмену необходимо быть медийной и известной личностью.
Так как же поднять свою медийность? На самом деле очень просто. Достаточно регулярно стримить, как можно чаще давать интервью, вести твиттер и инстаграм чаще одного поста в день и вообще быть интересной личностью, за которой будет интересно наблюдать и за которую будет почетно болеть.
Медийного киберспорстмена будут с руками отрывать все мировые организации, все спонсоры и все теле/видео передачи. Ради интервью с ним репортёры будут стоять в очереди а модели снимать свои платья. В конце концов ему могут банально сделать скидку в магазине одежды, с фразой “ОО НИХЕРА СЕБЕ ТЫ ЖЕ ТОТ САМЫЙ!!!”. Никому неизвестный киберспортсмен, не работающий над своей медийностью, рано или поздно будет выплюнут системой и забыт.
Таким образом у нас есть более-менее полная картина того, как игроки зарабатывают на киберспорте. Давайте быстро перечислим: 1) Призовые фонды турниров. 2) Зарплата от организации. 3) спонсорские контракты.
Теперь давайте перейдем к организациям. Зачем они нужны и какие функции они выполняют.
2)
Во всем мире насчитывается более тысячи самых разных киберспортивных организаций. Старых или вчера созданных, богатых или бедных, основанных бывшими игроками или настоящими бизнесменами.
Организация представляет собой юридически зарегистрированное лицо (важный пункт), объединяющее под свои знамёна профессиональных геймеров. Фактически - команду. Чем чаще игроки организации побеждают на турнирах - тем известней становится и сама организация. За примерами известных и крупных организаций далеко ходить не надо, и нам есть чем гордиться! Россию знают не только за водку и медведей, но и за такие известные на весь мир теги, как Virtus.pro и Natus Vincere. Обе организации являются настоящими гигантами рынка и под их тегами, наверняка, мечтает выступать каждый геймер. У них многотысячные армии болельщиков, их геймеры ездят отдыхать на зарубежные курорты и их мерчендайз моментально сметают с полок магазинов.
Откуда же у организаций берутся деньги, чтобы платить своим игрокам большие зарплаты и содержать целый штат сотрудников? Перечисляю:
1) Как я упоминал выше, у организаций, больших и маленьких есть аудитория фанатов. И эту аудиторию нужно уметь монетизировать. Иными словами - превращать этот трафик в деньги. Делается это посредством рекламных и спонсорских контрактов с известным брендами. Чаще всего это производители железа, энергетические напитки или онлайновые сервисы. Здесь опять всплывает такой важный параметр, как уровень медийности. Только если у игрока он составляет 50% от его доходов, то у организации он составляет 80, а то и 90%. Чем больше у организации и у её геймеров подписчиков в социальных сетях и чем чаще её тег светится на мировых чемпионатах - тем легче ей выбить для себя дорогой рекламный контракт или заключить выгодное соглашение.
2) Я уже говорил, организация забирает себе определенный процент от призовых денег, которые выиграла принадлежащая ей команда. Обычно этот процент маленький, но если вдруг команда выигрывает миллион долларов - цифра также будет впечатляющей.
3) Этот пункт особенно моден в последнее время. Это инвестиции. Сейчас наблюдается настоящий бум киберспорта по всему миру, сюда начинают приходить дяди с очень большими амбициями и не менее большими деньгами. Однако процесс инвестирования в киберспортивную организацию, да и вообще этот процесс являют собой сложные финансово-юридические операции, в которых я, буду честен, понимаю очень мало. Поэтому не буду давать заведомо ложную информацию.
Из чего складывается известность организации? Из побед на больших соревнованиях и чемпионатах, естественно. Временами даже бывает так, что организация становится известной на весь мир благодаря своему составу, который уничтожает всех и вся на мировой арене. Ярким примером является бразильская организация Luminocity Gaming. В начале этого года в списке финалистов любого турнира по Counter-Strike:Global Offencive всегда можно было встретить это название. Сейчас, к сожалению, этот звездный состав перешел под крыло немецкой SK Gaming, однако воспоминания о тех самых бразильцев, которые приезжали на турнир абсолютно любого уровня и забирали первое место, будут жить ещё очень долго.
Есть ли конкуренция между организациями одного региона? Естественно есть. В каждом регионе (Америка/Европа/Китай/Корея и тд) есть свои гиганты, которые регулярно сражаются между собой и такими же гигантами из других регионов. Отбор на крупный международный турнир чаще всего осуществляется через региональные квалификации. Это позволяет определить лучшую команду, которая будет представлять свой регион на соревновании. Однако, мы бы не были истинным русским народом, если бы не поддерживали друг друга там, на чужой земле. Ярким примером может служить это видео.
Поясню - СНГ регион на The International в этом году представляет одна единственная команда, и это бессмертные Natus Vincere. Которые, к слову, ещё не пропустили ни одного турнира этой серии, начиная с самого его начала. Таким образом Team Empire выражает респект своим соотечественникам и призывает всех болеть за Na'Vi!
Расскажу немного о некоторых взаимодействиях организации с её геймерами. К каждому своему составу организация в виде дополнительного бенефита присоединяет менеджера и/или тренера. Временами - 2 в 1, что, конечно же, не очень эффективно по сравнению с тем, если бы эти роли выполняли разные люди. Давайте поясню о их функциях.
Задачей менеджера является разнообразная помощь составу во время тренировок "из дома", на буткемпе и во время ЛАН турниров. Можно сказать, менеджер является главным решателем проблем и организатором спокойствия своего состава. Менеджер оформляет все проездные и выездные документы для состава, помогает с проездом/переездом и заселением. А также регулярно срётся с организаторами турнира в попытках выбить для своего состава максимально комфортные условия.
У тренера же задачи несколько иные. Очень часто его называют шестым игроком состава, тем самым тёмным кардиналом, который определяет стиль игры состава и стратегию. Тренер разрабатывает для состава систему тренировок, разбирает с ним все очевидные и не очевидные ошибки. Изучает стратегию игры потенциальных оппонентов, выявляет их слабые места и создает план по игре против каждого из них. От квалификации и уровня понимания игры тренера зачастую зависят успехи всего состава.
В файтинг-среде всё чуть-чуть иначе. У файтеров (в организации) тоже есть менеджер, который разруливает все перечисленные мной выше проблемы. И, если честно, я не знаю о наличии тренеров у всех известных eSport организации, которые в данный момент содержат файтеров. Так что тут, к сожалению, ничего сказать не могу.
Помимо менеджера и тренера, организация предоставляет составу буткемп для подготовки к важному турниру. Оптимальное время для буткемпа - 10 дней. На это время все игроки съезжаются в одно место, вместе живут и регулярно тренируются. Вместе с тренером и менеджером, разумеется. Так ли необходим буткемп? Раньше количество мнений равносильно количеству людей. Некоторые утверждали, что буткемп это нереально полезная вещь и помогает составу собраться с мыслями и выжать из себя максимум. А другие говорили, что буткемп только отвлекает и его полезность высосана из пальца. Однако со временем всё больше и больше организаций начали организовывать своим составам буткемпы. И чем лучше и продуктивней прошел буткемп - тем лучше команда выступает на турнире. BUSTED, как говорят.
Также стоит отметить, что организация также выбивает своим геймерам различные дополнительные плюшки и вообще всячески облегчает им жизнь, лишь бы они не думали ни о чем, кроме убийства оппонентов. Подписав спонсорский контракт с, например, производителем игровых стульев DXRacer, организация также запрашивает у партнера экземпляры для своих геймеров. Если это производитель девайсов - мышки и клавиатуры.
Иными словами - в киберспортивном мире организации и геймеры просто созданы друг для друга. Они - основные элементы всей этой области. Без хороших игроков бы не существовало организаций, без организаций нам бы просто не за кого было болеть.
Таким образом мы можем выстроить очень простую цепочку из трёх звеньев. Есть игрок, который круто играет и которого подписывает организация. А организация, если она крупная и её название светится в верхних строчках рейтинговых таблиц, уже привлекает к себе спонсоров и партнеров, продавая им свою популярность и популярность её геймеров.
На этом мой небольшой рассказ окончен. Большое спасибо, если дочитали до этого! Я с радостью приму конструктивную критику и отвечу на все ваши вопросы в комментариях или в личке Вконтакте - https://new.vk.com/acerikki
Недавно в нашей уютной файтерской среде случилось знаменательное событие. Небольшая, но стремительно набирающая обороты киберспортивная организация Tornado Rox решила обратить свой взор на файтинги, первой подписав игрока в файтинги. Её выбор пал на самого талантливого и эпатажного представителя нашего сообщества - Fidoskin’a. С чем мы его ещё раз поздравляем. Ведь теперь именно с Фидоскина в СНГ Fighting Game Community (далее FGC) может начаться следующая ступень эволюции и на эту область могут начать обращать внимание такие акулы этого бизнеса, как Virtus.Pro, Natus Vincere, Team Empire и тд.
Когда я начал читать комментарии пользователей этого форума и некоторые конфы, я обнаружил полнейшую безграмотность и неведение нашего коммьюнити. Иными словами, практически никто из FGC не понимает, что из себя представляет киберспорт, как он работает и откуда в нём такие огромные деньги.
Это и подтолкнуло меня на написание этой статьи. Я постараюсь максимально детально, с цифрами, пруфами и своими знаниями познакомить вас с этой областью. У которой, без малейшего сомнения, огромное будущее.
Давайте я, для начала, представлюсь. Чтобы вы не думали, что перед вами сидит какой-то @#% с горы, который решил поумничать.
Меня зовут Олег Камалов. Я занимаюсь киберспортивными мероприятиями, турнирами и трансляциями уже на протяжении 4 лет (сейчас мне 21). За своими плечами я имею примерно 500 отлично и не очень проведенных турниров, лиг и соревнований, а также обладаю киберспортивным опытом во всех современных дисциплинах. В том числе и в файтингах . В 17 лет я начал заниматься проведением турниров по игре League of Legends в группе вконтакте, спустя полгода я работал Junior eSport Manager’ом в компании Electronic Sport League (ESL) в CIS регионе. И ещё спустя год я, не без помощи людей, которым я до сих пор очень благодарен (Сашка и Толян!), попал в компанию Game Show, занимающейся киберспортивной деятельностью на территории СНГ.
В этой компании я успел позаниматься практически всем, в том числе проведением Amator лиги (один из Head Admin’ов) Game Show Open и даже провел супер-крутой турнир по Dota 2 на $300k под названием Global eSports Cup начиная от анонса и заканчивая афтерпати, на которую не попал потому что было много работы :/ . Больше всего мне повезло с наставниками, которые меня многому научили (йоу LeX и Vigor) и которые до сих пор являются для меня большими авторитетами в этой области. Иными словами, я достаточно давно в этом бизнесе и понимаю его структуру.
И все эти знания и опыт я хочу в той или иной мере передать тебе, мой дорогой читатель.
Я не буду рассказывать историю киберспорта, равно как и не буду рассказывать о его будущем и его перспективах. Думаю, что после полного прочтения вам итак всё станет понятно. Также я буду говорить преимущественно о том, что происходит в нашем, СНГ регионе. Но у нас всё не так уж и разнится по сравнению с Западом или Азией, поэтому это можно и не учитывать. И ещё отмечу, что я буду говорить исключительно о двух вещах, исключая такие вещи, как трансляции, турниры/лиги и комментаторы. Исключительно геймеры и киберспортивные организации. Я буду делать чуть-чуть бОльший упор на большие киберспортивные дисциплины (Dota 2, CS:GO, LoL), и параллельно приводить аналогии с файтингами. И ещё кое-что. Перед дальнейшим прочтением представьте весь киберспорт как очень жирную область рекламного бизнеса. Это вам очень поможет
Давайте составим небольшой план нашей беседы:
1) Я расскажу вам о том, что представляет из себя киберспортсмен. Как он существует в экосистеме и что он должен делать, чтобы она не выплюнула его.
2) И о том, что из себя представляют киберспортивные организации и зачем они вообще нужны.
Погнали!
1)
Кого мы представляем, когда слышим слово “Киберспортсмен” ? Чаще всего это образ чувака (в 2% случаев девушки), который ездит по миру под знамёнами своей организации, выступает на турнирах и стримит в перерывах между афтерпати и тренировками.
Чаще всего это правильное представление. Но куда же без нюансов?) Некоторые становятся киберспортсменами по воле судьбы, некоторые - из-за большого желания. Кому-то удается пробиться из серой массы благодаря годам упорных тренировок, а другим - из-за таланта и огня в душе и глазах.
Как стать киберспортсменом? Как бы это ни звучало - элементарно. Надо просто упорно работать над собой, а также уделять тренировкам и вообще игре как можно больше свободного времени. Изначально, когда о тебе никто не знает, нужно максимально светить щщами везде, где только можно. Играть на турнирах (ещё лучше - выигрывать), стримить, вести социальные сети. Иными словами - всеми силами показывать какой вы крутой.
Таким образом игрок, который соблюдает все вышеуказанные правила, рано или поздно получит то самое заветное приглашение. Если говорить о командных играх, то ещё лучше, если таких молодцов собралось целых 5 штук.
Попав в организацию, игроки проходят испытательный срок (в случае необходимости или его наличия) и подписывают контракт. Уровень крутости контракта, само собой, зависит от крутости самой организации. И здесь нужно сделать несколько оговорок и пролить свет на несколько нюансов. Что таится в этом контракте? Перечисляю:
1. Срок его действия. Иными словами срок, по ходу которого игрок и организация выполняют прописанные между собой обязательства и условия.
2. Размер зарплаты. Да, профессиональные геймеры получают настоящую зарплату. Её размер колеблется от 1000 до 10000 долларов США. Цифра зависит от крутости организации, её личного дохода и крутости самого игрока.
3. Процент от выигранного призового фонда, который игрок передает организации. Это очень важный пункт, однако я попрошу не пугаться его. Этот процент небольшой и является своего рода платой организации за оказание поддержки. К тому же это один из основных источников дохода для самой организации, но об этом позже).
4. Дополнительные условия в виде буткемпа (тренировочной базы) для всей команды, трансфера до места проведения турнира и проживание.
5. Обязательства, которые игрок должен выполнять перед организацией. К их числу относятся, например, ведение социальных сетей и регулярное проведение стрим-трансляций.
Там, конечно, есть множество дополнительных пунктов, полных бюрократии и юриспруденции, но я перечислил основные.
И теперь давайте чуть-чуть затронем тему того, какие выгоды игроку несёт контракт с крупной организацией, помимо буткемпа и зарплаты.
1) Крутые и крупные киберспортивные организации (Virtus.pro, Natus Vincere, Team Empire и тд.) обладают огромной армией болельщиков и фанатов. И вся эта энерегия и поддержка тем или иным образом передается всем её игрокам. А подобный заряд боевого духа всегда играет большую, временами решающую роль на соревнованиях.
2) Организация берёт на себя всю головную боль и всячески облегчает игроку жизнь. В эту головную боль входит всякого рода “сраная бюрократия” в виде получения призовых денег, выигранных составом, помощь в оформлении всех заграничных документов (виз) и прочие подобные вещи. Расскажу подробней о призовых деньгах. Да, их уже давно не выдают в конвертах или чемоданах. Выигранные деньги проходят очень сложный путь от отправителя (организатора турнира) до счёта организации, которая уже распределяет их между всеми игроками, не забыв вычесть их них принадлежащий ей процент. Здесь же стоит упомянуть о том, что эти деньги подвержены налоговым вычетам и прочим пенсионным сборам. Однако я сразу скажу, что если организовавшая турнир компания - не конченная, она закладывает в призовой фонд сумму с учетом налогов.
3) Членство в крутой и известной организации увеличивает процент попадания на крупные международные и мировые чемпионаты, так как организатору турнира тоже важно, чтобы на его мероприятии играл не стак под названием “4 bomja i boss”, а крутой киберспортивный тег, у которого есть болельщики и фанаты.
Также следует поговорить о важности медийности. На успех киберспортсмена, помимо победы на турнирах и членства в крутой организации, очень сильно влияет уровень его медийности. Я бы даже сказал, что уровень медийности = 1/2 уровня успешности киберспортсмена и уровня его доходов. К слову, это относится и к обычному спорту.
Давайте расскажу небольшую историю. В мире большого футбола есть 2 игрока. Давайте возьмем, например, Роналдиньо и Кака. Оба успели выиграть большое количество турниров и заработать на этом очень много денег. Однако сейчас Роналдиньо гоняет на шикарных спортивных автомобилях и регулярно отдыхает на самых дорогих курортах мира в компании кортежа из не менее шикарных женщин. А Кака вынужден играть нищебродные турниры в Саудовской Аравии, потому что у него просто не осталось тех денег, которые он выиграл. Как так получилось???? Всё просто. Зайдите в инстаграм Роналдиньо и посмотрите, сколько у него подписчиков. Зайдите в его твиттер, посмотрите сколько там подписчиков. 13 и 12 миллионов человек. Иными словами - Роналдиньо является очень медийной личностью. Его регулярно приглашают на телевидение, с ним заключают самые дорогие спонсорские контракты. А что у Кака? У него нет ни твиттера, ни инстаграма, ни фейсбука. Нихрена. И денег тоже нет. Потому что каким бы он ни был крутым и талантливым - у него нет медийности, он уже забыт. С него ничего не поимеет ни спонсор, ни клуб который захочет взять его в свой состав.
Надеюсь это доходчиво объясняет, почему киберспортсмену необходимо быть медийной и известной личностью.
Так как же поднять свою медийность? На самом деле очень просто. Достаточно регулярно стримить, как можно чаще давать интервью, вести твиттер и инстаграм чаще одного поста в день и вообще быть интересной личностью, за которой будет интересно наблюдать и за которую будет почетно болеть.
Медийного киберспорстмена будут с руками отрывать все мировые организации, все спонсоры и все теле/видео передачи. Ради интервью с ним репортёры будут стоять в очереди а модели снимать свои платья. В конце концов ему могут банально сделать скидку в магазине одежды, с фразой “ОО НИХЕРА СЕБЕ ТЫ ЖЕ ТОТ САМЫЙ!!!”. Никому неизвестный киберспортсмен, не работающий над своей медийностью, рано или поздно будет выплюнут системой и забыт.
Таким образом у нас есть более-менее полная картина того, как игроки зарабатывают на киберспорте. Давайте быстро перечислим: 1) Призовые фонды турниров. 2) Зарплата от организации. 3) спонсорские контракты.
Теперь давайте перейдем к организациям. Зачем они нужны и какие функции они выполняют.
2)
Во всем мире насчитывается более тысячи самых разных киберспортивных организаций. Старых или вчера созданных, богатых или бедных, основанных бывшими игроками или настоящими бизнесменами.
Организация представляет собой юридически зарегистрированное лицо (важный пункт), объединяющее под свои знамёна профессиональных геймеров. Фактически - команду. Чем чаще игроки организации побеждают на турнирах - тем известней становится и сама организация. За примерами известных и крупных организаций далеко ходить не надо, и нам есть чем гордиться! Россию знают не только за водку и медведей, но и за такие известные на весь мир теги, как Virtus.pro и Natus Vincere. Обе организации являются настоящими гигантами рынка и под их тегами, наверняка, мечтает выступать каждый геймер. У них многотысячные армии болельщиков, их геймеры ездят отдыхать на зарубежные курорты и их мерчендайз моментально сметают с полок магазинов.
Откуда же у организаций берутся деньги, чтобы платить своим игрокам большие зарплаты и содержать целый штат сотрудников? Перечисляю:
1) Как я упоминал выше, у организаций, больших и маленьких есть аудитория фанатов. И эту аудиторию нужно уметь монетизировать. Иными словами - превращать этот трафик в деньги. Делается это посредством рекламных и спонсорских контрактов с известным брендами. Чаще всего это производители железа, энергетические напитки или онлайновые сервисы. Здесь опять всплывает такой важный параметр, как уровень медийности. Только если у игрока он составляет 50% от его доходов, то у организации он составляет 80, а то и 90%. Чем больше у организации и у её геймеров подписчиков в социальных сетях и чем чаще её тег светится на мировых чемпионатах - тем легче ей выбить для себя дорогой рекламный контракт или заключить выгодное соглашение.
2) Я уже говорил, организация забирает себе определенный процент от призовых денег, которые выиграла принадлежащая ей команда. Обычно этот процент маленький, но если вдруг команда выигрывает миллион долларов - цифра также будет впечатляющей.
3) Этот пункт особенно моден в последнее время. Это инвестиции. Сейчас наблюдается настоящий бум киберспорта по всему миру, сюда начинают приходить дяди с очень большими амбициями и не менее большими деньгами. Однако процесс инвестирования в киберспортивную организацию, да и вообще этот процесс являют собой сложные финансово-юридические операции, в которых я, буду честен, понимаю очень мало. Поэтому не буду давать заведомо ложную информацию.
Из чего складывается известность организации? Из побед на больших соревнованиях и чемпионатах, естественно. Временами даже бывает так, что организация становится известной на весь мир благодаря своему составу, который уничтожает всех и вся на мировой арене. Ярким примером является бразильская организация Luminocity Gaming. В начале этого года в списке финалистов любого турнира по Counter-Strike:Global Offencive всегда можно было встретить это название. Сейчас, к сожалению, этот звездный состав перешел под крыло немецкой SK Gaming, однако воспоминания о тех самых бразильцев, которые приезжали на турнир абсолютно любого уровня и забирали первое место, будут жить ещё очень долго.
Есть ли конкуренция между организациями одного региона? Естественно есть. В каждом регионе (Америка/Европа/Китай/Корея и тд) есть свои гиганты, которые регулярно сражаются между собой и такими же гигантами из других регионов. Отбор на крупный международный турнир чаще всего осуществляется через региональные квалификации. Это позволяет определить лучшую команду, которая будет представлять свой регион на соревновании. Однако, мы бы не были истинным русским народом, если бы не поддерживали друг друга там, на чужой земле. Ярким примером может служить это видео.
Поясню - СНГ регион на The International в этом году представляет одна единственная команда, и это бессмертные Natus Vincere. Которые, к слову, ещё не пропустили ни одного турнира этой серии, начиная с самого его начала. Таким образом Team Empire выражает респект своим соотечественникам и призывает всех болеть за Na'Vi!
Расскажу немного о некоторых взаимодействиях организации с её геймерами. К каждому своему составу организация в виде дополнительного бенефита присоединяет менеджера и/или тренера. Временами - 2 в 1, что, конечно же, не очень эффективно по сравнению с тем, если бы эти роли выполняли разные люди. Давайте поясню о их функциях.
Задачей менеджера является разнообразная помощь составу во время тренировок "из дома", на буткемпе и во время ЛАН турниров. Можно сказать, менеджер является главным решателем проблем и организатором спокойствия своего состава. Менеджер оформляет все проездные и выездные документы для состава, помогает с проездом/переездом и заселением. А также регулярно срётся с организаторами турнира в попытках выбить для своего состава максимально комфортные условия.
У тренера же задачи несколько иные. Очень часто его называют шестым игроком состава, тем самым тёмным кардиналом, который определяет стиль игры состава и стратегию. Тренер разрабатывает для состава систему тренировок, разбирает с ним все очевидные и не очевидные ошибки. Изучает стратегию игры потенциальных оппонентов, выявляет их слабые места и создает план по игре против каждого из них. От квалификации и уровня понимания игры тренера зачастую зависят успехи всего состава.
В файтинг-среде всё чуть-чуть иначе. У файтеров (в организации) тоже есть менеджер, который разруливает все перечисленные мной выше проблемы. И, если честно, я не знаю о наличии тренеров у всех известных eSport организации, которые в данный момент содержат файтеров. Так что тут, к сожалению, ничего сказать не могу.
Помимо менеджера и тренера, организация предоставляет составу буткемп для подготовки к важному турниру. Оптимальное время для буткемпа - 10 дней. На это время все игроки съезжаются в одно место, вместе живут и регулярно тренируются. Вместе с тренером и менеджером, разумеется. Так ли необходим буткемп? Раньше количество мнений равносильно количеству людей. Некоторые утверждали, что буткемп это нереально полезная вещь и помогает составу собраться с мыслями и выжать из себя максимум. А другие говорили, что буткемп только отвлекает и его полезность высосана из пальца. Однако со временем всё больше и больше организаций начали организовывать своим составам буткемпы. И чем лучше и продуктивней прошел буткемп - тем лучше команда выступает на турнире. BUSTED, как говорят.
Также стоит отметить, что организация также выбивает своим геймерам различные дополнительные плюшки и вообще всячески облегчает им жизнь, лишь бы они не думали ни о чем, кроме убийства оппонентов. Подписав спонсорский контракт с, например, производителем игровых стульев DXRacer, организация также запрашивает у партнера экземпляры для своих геймеров. Если это производитель девайсов - мышки и клавиатуры.
Иными словами - в киберспортивном мире организации и геймеры просто созданы друг для друга. Они - основные элементы всей этой области. Без хороших игроков бы не существовало организаций, без организаций нам бы просто не за кого было болеть.
Таким образом мы можем выстроить очень простую цепочку из трёх звеньев. Есть игрок, который круто играет и которого подписывает организация. А организация, если она крупная и её название светится в верхних строчках рейтинговых таблиц, уже привлекает к себе спонсоров и партнеров, продавая им свою популярность и популярность её геймеров.
На этом мой небольшой рассказ окончен. Большое спасибо, если дочитали до этого! Я с радостью приму конструктивную критику и отвечу на все ваши вопросы в комментариях или в личке Вконтакте - https://new.vk.com/acerikki