Две недели назад прошел MFA2017, и в конце трансляции турнира по Street Fighter V я пообещал зрителям поделиться своими впечатлениями о нем. Неделю назад я посмотрел топ-8 EVO, а сегодня — европейский онлайн CPT-турнир, и как же я рад, что не успел ничего еще написать, потому что теперь у меня есть убедительные примеры.
За это время многие написали свои отчеты о мероприятии, но, к моему удивлению, почти все обсуждали исключительно ивент — вопросы организации, площадки, стрима, комментариев. Никто не говорил о самих турнирах, о том, что показали лучшие игроки русского СФ-комьюнити. Я расскажу об этом и о том, почему мы с Петреном оба были особенно грустны в последние полчаса стрима.
TL;DR — уровень игры в России очень низкий, как и уровень осознанности. Если не произойдет чего-то сверхъестественного, русские игроки еще долго не смогут конкурировать с европейцами, американцами и японцами.
Когда люди, не знакомые с жанром, спрашивают у меня, что такое файтинги, я начинаю со слов «интеллектуальное состязание».
Хай-левел матчи в SFV, даже в SFV, который, кто бы что ни говорил, очень про инициативу и оффенс — уже сейчас, через два года после выхода игры так и выглядят: минимум риска, оптимальные противодействия, риды — когда собрано достаточно информации.Файтинги для меня — это битва решений, в которой побеждает тот, кто с наименьшим риском со своей стороны вынуждает противника принять решение и может и успевает выбрать и выполнить оптимальную контрмеру для него.
Вот один из самых наглядных примеров того, что я имею в виду. И одновременно один из моих самых любимых сетов из USFIV. Игра другая, но вы поймете, о чем я:
В большинстве матчей, которые я посмотрел или сыграл на MFA, я увидел очень мало вот такой игры.
Мы — жадные и агрессивные
Год назад, когда, помните, MFA был частью Capcom Pro Tour, и к нам приехали хорошие европейские игроки и Xian, мне посчастливилось обстоятельно побеседовать с Veggey и RMZ. Уже после того, как они поиграли с нашими топами. И они оба говорили, что прежде всего у русских нет терпения, что мы очень жадные и агрессивные: «You all want to push, push, push». Тут мало что поменялось за год: посмотрите матчи Fidoskin, Papoi, RASS, Gr1ngo — да вообще кого угодно, кроме, пожалуй, MMA, Cancer и DedPetren (который фри и поэтому плохой пример). Очень много агрессии и инициативы, почти в каждой ситуации, где можно нажать, а можно и не нажимать, игроки выбирают нажать.
Теперь посмотрите EVO и обратите внимание, как много там удачных контрпок и виффпанишей — причем вовсе не обязательно реактивных, и как много пользы они приносят. Конечно, в SFV гораздо труднее играть сдержанно, а не проактивно, но:
- Посмотрите, например, финал лузеров EVO: Tokido vs Kazunoko. Казуноко активничал, Токидо был готов. Ноль дэшей в нейтрале. Все дайвкики наказаны.
- Посмотрите финал лузеров с MFA. Я думаю, что большинство наших игроков просто боятся не нажимать кнопки хотя бы какое-то время, потому что тогда их будет нажимать противник, и придется защищаться и реагировать.
При этом я почти уверен, что русские игроки в практис моуде от жадности тренируют только то, что дает немедленную выгоду: комбы, сетплей, паниши на блоке. Поэтому у нас матчи без нейтрала и нытье на то, какая же SFV игра про оффенс.
Всё, что нам нужно — это ревард
Еще бросается в глаза и очень печалит огромное количество хард-ридов и решений с примерно такой мотивацией: «Сделаю что-то опасное просто так, скорее всего мой противник — плохой игрок и не готов».
Буллхорны, дельфины страсти, оверхеды, фуллскрин спешлы, экз-дп в катящуюся банку, комманд-дэш комманд-грэб. Кнопки на вейке в надежде, что противник запорет. Кнопки на чужой вейк, когда дп тебя убивает. ССССЛАЙД. Это все дает ревард в случае удачи. А ревард — это все, чем мы руководствуемся при принятии решений.
Недавно ProblemX писал в твиттере, что он устал от людей в его комьюнити, которые думают, что если они сделали что-то глупое, и оно сработало, а потом они сделали снова — и снова сработало, то оно перестает быть глупым. И что он перестал с ними разговаривать и тратить на них свое время. Посмотрите Tokido vs Itazan. И оцените, сколько стоили Итазану риды. Посмотрите финалы MFA и оцените, сколько стоили риды СанМейту.
Я начал играть в файтинги не так давно, на выходе USFIV. Когда игра уже была хорошо изучена, и сформировалась мета, в которой нейтрал значил очень много. Но я специально спросил у FLCL, как выглядел SFIV на старте. Он сказал, что так же, как SFV: все скакали, как дауны, делали уме-шорью, играли в оффенс. И ныли, что в Third Strike-то лучше было. Но раз за разом, файтинг за файтингом игроки приходят к тому, что стратегия малого риска и терпения оптимальнее. Едва ли в SFV окажется иначе.
В комьюнити нет игроков, с которых берут пример
Теперь упражнение для тех, кто, как и я, смотрел и MFA, и EVO: постарайтесь сравнить свои эмоции в тот момент, когда выиграл Токидо, и когда выиграл Расс. И тогда, возможно, вам станет понятнее, почему у нас финалы смотрят меньше, чем до них, и почему на награждение остается пять человек. Я с трудом представляю себе игрока, который бы глядя на наши финалы, думал: «Как здорово! Хочу уметь так же!» И это, мне кажется, очень плохо говорит о комьюнити в целом. В документальном фильме «The Art of Street Fighting» Токидо говорит, что настоящие чемпионы Стрит Файтера — это те, кто сумел заслужить уважение сообщества в игре и вне ее. Кто через свою манеру игры несет сообществу представление об оптимальной стратегии. Те, с кого берут пример.
У нас в комьюнити нет игроков, с которых берут пример. И оптимальная стратегия, я уверен, волнует игроков значительно меньше, чем немедленная победа или LP в ранкедах. На игру ММА мне было очень приятно смотреть, хоть его Рю и далек от оптимального. Он показал, что даже супер-бэйсик Рю, который вообще-то не самый сильный персонаж, вместе с нормальным знанием матчапов и терпением и спокойствием могут привести в топ-3 чемпионата России. Но топ-3 — это не победа, а значит неважно.
Наш уровень игры не растет
Сразу после финалов я поболтал немного с Фидоскиным. Он сказал, что не понимает, что нам с Петреном не нравится.
Мы все посмотрели EVO и увидели, как сейчас выглядит SFV на самом высоком уровне, и что в той мете важно. Прогресс, который совершили зарубежные игроки, намного заметнее того, который показали наши. Конечно, они там все спортсмены с двадцатилетним стажем и играют весь день, каждый день. Но, кажется, что-то мы все-таки делаем не так. Матчи русских слишком часто выглядят так, словно два амбала вышли на пустырь, разделись по пояс и давай лупить друг друга наотмашь кулаками. В такой драке, конечно, тоже победит сильнейший, но до тех пор, пока победа здесь и сейчас будет значить для людей больше, чем развитие, прогресс сам собой не случится.«Ты смотришь на это, как просто на компетишн ведь», — сказал я. «Ну, да. Понятно, что уровень игры говно, но компетишн был, парни боролись.»
Компетишн и победа на MFA — это очень хорошо, но, если не ставить себе цель выигрывать их, развития не будет. И они не поедут к нам на MFA, потому что незачем. И русским нечего будет делать на EVO, кроме как смотреть.
Источник